Наброски рисунков животных тушью. Наброски животных соусом


Наброски рисунков животных тушью

Делая быстрый набросок, художник должен передать основную форму тела животного и его движение в минимальном количестве штрихов. Детали и характерные черты лишь слегка намечаются.

Наброски рисунка котят

Вы можете нанести несколько основных линий карандашом или непосредственно приступить к работе тушью так чтобы предварительно сделанные штрихи стали основой будущего рисунка.

Как и при создании более обстоятельного и детального рисунка, всегда начинайте с изображения контуров туловища, обращая особое внимание на изгибы позвоночника.

Наброски рисунка свиньи

Затем дорисуйте голову. Обратите особое внимание на ее размер и положение относительно туловища.

Наброски рисунка оленя

Когда рисуете конечности, обращайте внимание на их длину и точное положение по отношению к телу.

Наброски рисунка косули сделанные тушью

Линейный рисунок легкий, проработан тоном, нанесенным параллельными линиями, что придает этому бегущему оленю ощущение хрупкости и изящества.

И напоследок найдите сильно затененные участки и заштрихуйте их. Это сделает нарисованную фигуру трехмерной.

Набросок волка сделанный тушью

Легче всего развить технику быстрого рисования, практикуясь на собственных домашних животных или скоте. Постепенно переходите к изображению менее знакомых животных — в зоопарках, на выставках животных, на различных ярмарках и рынках, в зоомагазинах. Не пренебрегайте и чучелами животных в музеях естествознания.

По крайней мере, они стоят смирно все время, пока вы рисуете. В конце концов переходите к изображению животных в их естественных местах обитания.

Сидите тихо и позвольте животным приблизиться к вам. Они будут менее пугливы, если вы не будете делать резких движений.

 

narisuem.com

Наброски и зарисовки с животных (анималистические рисунки)

Рецензия

на методические рекомендации по выполнению практической работы «Наброски и зарисовки с животных (анималистические рисунки)», по учебной дисциплине « Рисунок с основами перспективы», разработанную для студентов средних специальных учебных заведений по специальности 031601 «Реклама». Разработчик Куклина Л.Б. преподаватель художественно-графических дисциплин отделения «Архитектура» Краснодарского архитектурно-строительного техникума.

Рабочая программа дисциплины « Рисунок с основам перспективы» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования 031601 «Реклама» и является единой для всех форм обучения и для всех типов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Рабочая программа по учебной практике определяет общий объем знаний и умений полученных ранее, подлежащих обязательному закреплению студентами, а так же распределение часов по разделам и тематику практических работ.

Содержание дисциплины состоит из 7 разделов,

В первом разделе «Основные положения теории перспективы в упражнениях и рисунках» студенты выполняют практическое задание по построению плоских и объёмных фронтальных и угловых объектов;

Во втором разделе «Изображение геометрических тел и бытовых предметов» студенты выполняют практическое задание:

- линейный рисунок натюрморта;

- тональный рисунок натюрморта;

- интерьерную композицию с изображением объектов мебели и бытовыми вещами;

В третьем разделе «Стилизация и фактура в натурном рисунке» студенты выполняют практическое задание:

- линейно-пятновый рисунок;

- тематический натюрморт с фрагментами интерьера;

В четвёртом разделе «Конструирование и рисование шрифта» студенты выполняют практическое задание:

- конструктивное построение архитектурного шрифта «антиква»;

- линейная композиция абриса монограммы;

- шрифтовая композиция из оригинального шрифта;

В пятом разделе «Изучение и рисование человека» студенты выполняют практическое задание:

- схематические линейные рисунки головы;

- серию рисунков мышечного покрова головы;

- детали лица;

- построение головы в ракурсах;

- линейные построения фигуры человека;

- мышечный покров фигуры;

- наброски фигур в статике, динамике.

В шестом разделе «Изобразительная серия – раскадровка» студенты выполняют серию покадровых эскизов рекламной направленности с человеческими фигурами;

В седьмом разделе «Компьютерная графика» студенты выполняют тематический натюрморт;

В восьмом разделе «Компьютерная обработка ручной графики» студенты выполняют иллюстрации для рекламного постера;

В девятом разделе «Совмещение ручной и компьютерной графики» студенты выполняют сюжетную композицию.

В конце каждой темы проводится просмотр работ студентов за счет времени, отведенного на изучение материала.

Текущий контроль рекомендуется проводить во время просмотра

практических работ. Рабочая программа выполнена на высоком методическом уровне и может быть рекомендована для обучения студентов Краснодарского Архитектурно-Строительного техникума.

Рецензент ___________________ П.В.Казачинский

Кандидат архитектуры,

Профессор ФГОУ ВПО «Южный

институт менеджмента»

Министерство образования и науки Краснодарского края государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«КРАСНОДАРСКИЙ АРХИТЕКТУРНО - СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Методические рекомендации

По выполнению практической работы «Наброски и зарисовки с животных

(анималистические рисунки)», по учебной дисциплине «Рисунок » для студентов II курса

специальности 031601 «Реклама»

Краснодар, 2017г.

Наброски и зарисовки с животных

(анималистические рисунки)

«Натура - лучший учитель, в ней все есть». Надо учиться наблюдать натуру, и она сама подскажет, что и как нужно сделать в рисунке. Умение наблюдать сделает каждую линию, каждый штрих более уверенными, точными, выразительными. Но следует помнить, что графический язык наброска должен быть сдержанным и скупым, рисунок должен наноситься без ошибок и исправлений».

И.Е. Репин.

Занятия анималистическими набросками надо рассматривать как переходную ступень между изображением неподвижной («мертвой») натуры к наиболее сложным для изображения объектом – движущейся фигурой человека.

При изображении животных, чтобы передать мех зверя, оперение птицы, чешую рыбы, фактуру кожи и т.д., приходится прибегнуть к разнообразным графическим приемам и пользоваться различными материалами, что обогащает общую технику рисунка.

Необходимо учащимся с самого начала объяснить, хотя бы общими знаниями устройства скелета животных, в качестве учебного пособия увеличенные таблицы, схем строения скелетов животных, птиц. Очень убедительными и наглядными таблицами, являются разработанные художником - анималистом академиком В.А.Ватагиным.

В Ватагин. Строение животных, птиц. В Ватагин. Скелеты человека, лошади.

Сравнивая эти схемы, студенты убеждаются в сходстве скелетного механизма человека и животных, и легко усваивают, что разница в форме и размерах аналогичных костей скелета животных и человека появились в итоге разных жизненных функций, которые эти кости выполняют. Под густым мехом, толстой кожей, перьями и пухом на глаз без знания строения скелетного механизма подчас трудно понять и верно определить подлинную форму животного или птицы. Без знания схемы строения скелета, работа над набросками может превратиться в механическое копирование натуры.

Умение обобщенно и выразительно изображать форму, наблюденную в природе, сохраняя при этом ее живой облик, для будущего художника прикладного искусства имеет особенно практическое значение.

В вводной беседе, нужно познакомить студентов о роли анималистического искусства, целью этой беседы будет служить поднятие интереса к анималистическим рисункам.

Анималистические рисунки, относятся к доисторической эпохе называемой верхним палеолитом ХХ – ХХХ тысяч лет до н.э. Это древнейший вид изобразительной деятельности человека, с изображением животного в палеолите, началась история изобразительного искусства. Ученые и археологи находили на стенах пещер стоянки родовых охотничьих общин доисторического человека, изображения животных, они настолько выразительны и реалистичны, что даже специалисты не верили, что они сделаны человеческой рукой.

Систематически выслеживая и изучая повадки зверя, при охоте за ним, человек хорошо знал и помнил особенности его внешнего облика, там были изображены – мамонт, зубр, носорог и т.д. они сохранились до наших времен. Древние люди изображали по памяти и представлению, в изображении лежит живое наблюдение реальной действительности и обобщенности, они очень похожи на наброски.

Наряду с другими зарисовками и набросками, студенты начинают с зарисовки неподвижной моделей животных – с чучел.

Цель зарисовок - подготовка учащихся к наброскам с живых объектов. Для этого необходимо брать объект небольшой, что бы можно было воспринимать его цельно и получать общее представление о форме натуры.

Начинать нужно с чучела небольшой птицы (синичка, воробей), у которой оперение должно быть гладким и ровным.

Преступая к работе, сначала нужно ознакомиться со строением скелета птицы, сравнивая со скелетом человека по устройству и действию, зарисовки должны быть короткими, обобщенными, без второстепенных деталей.

Птица напоминает форму яйца, но под оперением скрыто подлинная форма туловища, превращая его в правильный овал. Центральная большая ось, которая определяет направление движения всей массы чучела птицы. Характерные признаки, это пропорции, особенность оперения, фактура.

Зарисовку начинают едва касаясь карандашом бумаги, без нажима. Штрихи, направлены по форме, должны только намекать, где и как располагаются жесткие перья, а где мягкий пух, чтобы передать объем, нужно ограничиться легкой светотенью. Чучело зарисовывается в нескольких положениях. Для зарисовок можно использовать карандаши В – 2В, лист 4А.

На других занятиях, можно сделать зарисовки с более крупных чучел птиц (ворона, голубь…) цели и задачи остаются те же, только время на исполнение постоянно сокращается. Можно использовать более мягкие карандаши или перо – тушь.

Зарисовка. Чучела петуха М.М. Кукунов. Наброски

Особое внимание привлекает художников работающих в прикладном искусстве над зарисовками рыб, пластичность тела, острота и разнообразие рисунка головы, хвоста, плавников, богатство и декоративность расцветки.

Учащимся можно предложить выполнить наброски, зарисовки рыб, несмотря на кажущуюся простоту формы тела рыбы и ее скелета, при его изображении приходится сталкиваться с особыми трудностями, чучела рыб не могут дать ясного представления о живой форме и движении, поэтому приходиться делать зарисовки с натуры.

В беседе со студентами необходимо показывать схему скелета рыбы, следует обратить внимание на наличие с обеих сторон тела рыбы так называемой боковой линии, направленной от головы к хвосту. Легко намечая на листе бумаги боковую линию определяя движение всей формы, учитывая перспективное сокращение формы туловища. При передаче фактуры туловища рыбы, надо учитывать, что чешуйки располагаются по форме тела в определенном геометрическом порядке – по пересекающимся под углом диагональным линиям, идущим сверху вниз от спины, - изменяясь в размере и подчеркивая пластичность тела.

Это можно увидеть на зарисовке « Плотва» А.Барщ. Если время позволяет, в коротком по времени зарисовке, то можно точно передать чешуйчатую фактуру, а если времени недостаточно, то можно ограничиться намеком на наличие чешуйчатого покрова. Если чешуя мелкая и мало заметная, то можно передать фактуру тональными пятнами.

Одним из вариантов заданий, можно предложить студентам выполнить короткие наброски рыб в аквариуме, рыбы все время находятся в различных движениях, приходится начинать рисунок с одной рыбы, а заканчивать его, глядя на другую рыбу.

Для этого надо прицелившись к натуре и охватив глазом всю форму, быстро, по памяти одним легким касанием карандаша нанести контурную линию, мысленно ориентируясь на серединную или на боковую линию. К концу наброска, требуется подчеркнуть какую- либо форму или ее часть, это делается дополнительно акцентрированным штрихом по уже сделанному наброску.

На одном листе будет несколько набросков рыб приблизительно одного размера.

Ценность таких набросков состоит в том, что учащиеся знакомятся с новым способом их исполнение напоминает охоту, когда приходится « ловить на карандаш» движущую живую натуру. Материал можно использовать любой: графитный карандаш 2В-4В, сангина, перо- тушь, акварель одноцветная, темпера.

А. Барщ, Зарисовка, « Плотва».

А. Барщ. Набросок рыб в аквариуме. Перо.

Переходя к наброскам и зарисовкам животных. Порядок проведения занятия такой же, как и предыдущего:

Сначала короткая беседа о скелете, о его строении с показом репродукций, таблиц. Надо легким движением карандаша наметить линию позвоночника от хвоста до головы, а за тем наметить голову, под конец проводится уточнение всего контура с подчеркиванием объемности формы, с показом шерсти или меха и в последнюю очередь - глаза, уши и некоторые особо характерные детали.

При изображении животных с натуры создаются особые условия, животное в любой момент может изменить не только позу, и даже убежать.

Можно внимательно наблюдать за животными в зоопарке в клетке, пытаясь разобраться в его строении и в пропорциях, а затем, когда оно успокоится, начинать набросок. Если животное меняет позу или положение, то, не заканчивая первый набросок, надо сейчас же начать рядом набросок животного в другой позе, когда животное принимает первоначальное положение, то надо вернуться к первому наброску.

Набросок животного начинается с нанесение на лист позвоночника, затем наиболее крупные части: туловище, ноги и т. д., одними наметками едва касаясь карандашом бумаги и не задерживая руки, надо лишь изредка взглядывать на натуру. Почти по памяти, уверенно по наметкам штрихами строить контур, уточняя форму, голова и шея животного изображается в последнюю очередь, затем глаза, уши и т.д., что недоработано в наброске, исполняется по памяти.

Перегружать набросок не следует. Можно сделать дополнительно зарисовки (если животное в покое) в более крупном масштабе головы, лапы, крыла, копыта и т.д. Ошибочно нанесенные линии не стирать, а лишь исправить вновь найденными, верными линиями, меняя при этом лишь силу нажима. Вспомогательные линии стираются в самом конце работы.

Начиная рисовать, не следует забывать и о хорошей компоновке всего листа, так как на листе получится несколько зарисовок животных в разных ракурсах.

Наброски можно исполнять в альбомах или на листах А - 4, материал – мягкий графитный карандаш 3В-8В, ретушь, акварель одноцветная.

Наброски, зарисовки можно сделать учащимся самостоятельно, с домашних животных (корова, лошадь, собака, кошка, куры, утки, свиньи и др.) Для детального изучения животных, можно обратиться в качестве образца серия набросков животных разных авторов, например к художникам А. Барщ, А.Лаптев, В Ватагин, Н. Устинов. На их рисунках наглядно показаны способы последовательного исполнения набросков с животного, находящего в движении, в этих набросках авторы пытаются передать ощущение пластической мягкости в статических позах и в движении.

Итоговым заданием является исполнение без натуры « от себя» по представлению и воображению, усложнение задачи состоит в том, что приходится изображать животных в характерной позе или в движении, выражающей, то или иное состояние, соответствующему содержанию выбранной темы или сюжета, который должен объединить и связать группу в одно целое.

Например: в группе собака и кошка – тему « Друзья», в группе двух тигрят – « Игра», можно взять сюжет человек и животное – всадница и лошадь, доярка и корова, для этого нужно сделать отдельно наброски с человека.

Учащиеся одновременно демонстрируют свое знание и умение изображать «от себя» не только животных , но и человека , найденное композиционное решение группы позволит судить о степени подготовленности студентов к дальнейшей самостоятельной творческой работе в области изобразительного искусства вообще и в прикладном искусстве в частности , размеры и материалы по выбору.

Наряду с освоением «комбинированного» способа исполнения, задачей анималистических набросков являются развитие наблюдательности и цельного видения.

Приобретение навыков быстрого анализа своего восприятия, сопровождаемого точной оценкой размерных отношений «пропорций). При этом укрепляется способность зрительного запоминания.

В.А Ватагин. Сердитый Гну.

П.П. Рубенс. Женщина доящая корову.

Х.Р. Рембрант. Слоны.

В.А. Ватагин, Разъяренный страус. Н. Устинов. Набросок « Медвежата». Кисть.

Г.К. Савицкий Наброски. М.М. Кукунов. Наброски. В зоопарке.

А.А.Пластов Колхозный двор.

Учебно – воспитательное значение анималистических набросков, заключается еще и в том, что учащиеся приучаются концентрировать свое внимание, сосредоточенно и упорно добиваться решения задач. В быстром наброске нет необходимости воспроизводить все, что воспринимает зрение, а только то, что обязательно нужно, чтобы изображение было понятным для всех.

Главное заключается в убедительности общей характеристики животного, достигнутой самыми скупыми изобразительными средствами.

Полученные навыки в исполнении набросков с животных переносится на новый, более сложный объект - на человеческую фигуру.

Учебная и учебно – методическая литература.

  1. Учебный рисунок. Московский государственный академический институт им. Сурикова. « Искусство»-2003 .

  1. Строгановская школа рисунка, Московский государственный художественно- промышленный университет им. С.Г. Строганова. « Сварог и К. М. 2001.

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие Арнхейм, Р. М- 1974-234с

  2. Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века Аронов В.Р-М. 1987-310с.

  3. Волков И.Ф.Творческие методы и художественные системы Волков И.Ф.-М. Искусство , 1989-253.

  1. Гильдебрант А. Проблема формы в изобразительном искусстве Гильдебрант М. -1914-353с.

  2. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление/ Г.Л. Ермаш – М. Искусство, 1992-275с.

  3. Жабинский В.И. Винтова А.В. Рисунок / Жабинский В.И. Винтова А.В-М. « Инфра»- М. 2009- 272с.

.

  1. Осмоловская О.В. Мусатов А.А. Рисунок по представлению/ Осмоловская О.В. Мусатов А.А М. « Архитектура – С 2008- 392с.

  1. Учебный рисунок.- М « Искусство», 2003-92с.

  1. Мастера искусства об искусства. – М. Искусства, 1969-Т. 1-7

  2. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие; Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы / Мейлах- М. Искусство, 1985-318с.

  3. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики/ Пифагор – М, ЭКСМО - ПРЕСС,2001-448с.

  4. Ростовцев Н.Н., Очерки по истории методов преподавания рисунка / Н.Н. Ростовцев- М « Изобразительное искусство», 1983- 287с.

infourok.ru

Эскиз, набросок, передача идеи | Информация для студентов

  1. Эскиз
  2. Информационный дизайн
  3. Учимся делать наброски, передавать идеи

Эскиз

Эски́з (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи. Карандаш или пастель более предпочтительны для эскизов из-за ограничений во времени, но быстро сделанный набросок акварели или даже быстро смоделированный макет из глины или мягкого воска может также считаться эскизом в более широком значении слова. Графитные карандаши сравнительно новое изобретение, художники Ренессанса делали эскизы, используя серебряное перо на специально подготовленной бумаге.

Вопреки популярному убеждению, художники часто используют ластики при рисунке. Стирательная резинка может применяться для удаления линий построения, или для смягчения слишком резких линий.

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла. Эскиз может быть выполнен в различной технике. [1]

Примеры эскизов и самих картин:

И.И.Шишкин (1832-1898) Рожь     В.Суриков. Меншиков в Березове.     К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи»    

Информационный дизайн.

Информационный дизайн — отрасль дизайна, практика художественно-технического оформления и представления различной информации с учётом эргономики, функциональных возможностей, психологических критериев восприятия информации человеком, эстетики визуальных форм представления информации и некоторых других факторов.

В информационном дизайне традиционные и новые принципы дизайна применяются к процессу преобразования сложных и неструктурированных данных в ценную, осмысленную информацию. С помощью картинок, символов, цвета, слов происходит передача идей, иллюстрация данных или визуализация отношений. [1]

5 способов представить информацию другим

Искусство презентации является внешней и общедоступной частью работы с информацией. Тому, кто не овладел искусством подачи информации на публике, довольно сложно доказывать свой профессионализм. Как сделать сложное доступным, если в вашем распоряжении лишь 10 минут доклада на корпоративном совещании? Мы выбрали пять самых эффективных правил.

Правило №1. Все люди оценивают новую информацию, сопоставляя ее с уже имеющимися у них знаниями. Попробуйте понять, какого роста человек, взглянув на его фотографию в журнале. Вы не сможете. Единственный способ хотя бы приблизительно оценить его рост – это сравнить его с ростом знакомого вам человека или известного предмета. Это правило применимо к оценке большинства вещей и явлений человеческой жизни: любая шкала должна основываться на тех показателях, которые мы знаем.

Правило №2. Вы можете организовать вашу информацию, используя всего пять критериев: алфавитный порядок, географическое положение, хронология, категория или иерархия. Вы должны сделать наиболее логичный выбор. Города, реки, страны и дороги удобнее всего группировать по расположению. Книги, статьи и справочники – по алфавиту. Документы, связанные с планированием, — по хронологии. Складскую информацию – по категории, а любые физические объекты – по категории (сильнейший – слабейший, начальник – подчиненный и т.п.). Нередко к объектом можно применить сразу два критерия организации. Однако в ходе устного выступления, как правило, схему лучше упростить и ограничиться одним, наиболее важным.

Правило №3. Не украшайте, а упрощайте. Вспомните правило рекламного дизайна: обилие ярких цветов и текста лишь заслоняет собой целевое сообщение. Любой дизайнер способен добавить в картину миллионы цветов, сделать рисунок трехмерным, поднять его в пространстве и отбросить его тень на землю. Но хороший дизайнер знает, что все это лишь отвлекает от рекламы продукта. То же самое – в организации данных. Если Вам нужно представить статистику, будьте осторожны с круговыми диаграммами. Они более эффектны, чем линейные, но они не создают правильного впечатления о пропорциях. Может быть, стоит ограничиться таблицей, в которой самые важные данные будут выделены красным шрифтом? Если вам нужно представить принцип взаимодействия компаний или персон, будьте осторожны – не превращайте вашу визуализацию в схему битвы при Бородино своими многочисленными стрелочками и пунктирными линиями. Может быть, достаточно опубликовать двухуровневую схему в Microsoft Chart?

Правило №4. Чтобы выбрать, на чем остановиться во время доклада, подумайте: что интересно именно вам. Журналисты знают: лучшая статья – это работа, вдохновленная желанием автора узнать то, чего он не знал и не понимал раньше. То же и с хорошей презентацией. Сначала она интересна автору, а потом – всем остальным.

Правило №5. Смело отказывайтесь от бесполезной информации. Даже если это 90% доклада. Информационная перегрузка не имеет отношение к утомлению. Это эмоциональная проблема. Лучший способ ее избежать – сосредоточиться на самом важным и самом интересном (одновременно). Лучший доклад – это вспышки интересной информации, незаметно связанные между собой. Кроме того, следует помнить: если вы не смогли уложить свою презентацию в 10 минут выступления, значит вы не очень хорошо подготовились. А если вы не смогли разместить нужную информацию на 10 страницах Power Point’a, значит вы плохо разобрались в проблеме и нужно начинать заново! [2]

Примеры информационного дизайна

Примеры неудачного дизайна вывесок и указателей

Дизайн вывесок, за которые нужно сажать

Наброски

Набросок — это кратковременный рисунок. Его можно выполнить за 2—5—10 мин, в зависимости от цели, которую вы перед собой ставите.

При изучении форм предмета лучше делать короткие наброски (2—5 мин.). Если же вас интересует распределение светотени, то времени на набросок уйдет больше, так как нужно передать и форму предмета, и его светотень.

Наброски выполняются перед началом работы над длительным рисунком с целью предварительного изучения формы предмета или группы предметов и взаимного положения их в пространстве. Такие наброски следует делать с разных точек зрения, меняя положение предмета в пространстве.

Большую роль играют наброски при подготовке к тематическому рисунку. Они помогают грамотно нарисовать предмет, пейзаж, фигуру, найти наиболее удачное положение, движение или форму.

Полезно выполнять наброски и с самостоятельной целью. Работа над набросками развивает наблюдательность, умение выделять главное, легко определять форму и характерные особенности предмета и передавать их в рисунке.

Набросок может быть выполнен одними линиями, без передачи светотеневых отношений. Чтобы он получился выразительным, передающим объем и пространственное положение предмета, надо уметь варьировать толщину линии. В темных местах линия может быть широкой, мягкой, светлые места лучше очертить тонкой, волосяной линией. Кое-где в тени можно добавить несколько широких штрихов для того, чтобы подчеркнуть объем формы. […]

Как правильно рисовать наброски

источникРаньше я очень не любила делать наброски. Почему-то считается что студент по умолчанию должен уметь делать наброски и не испытывать тоскливой паники прочитав в листе с заданием: 50 листов набросков одетой фигуры в движении. Однако, у меня наброски чаще всего получались лохматыми и унылыми, поэтому я использовала набросок только в качестве подготовительной работы для основного рисунка.    Сказать что такая ситуация меня огорчала — значит не сказать ничего.

А вот на прошлом семестре нам — о чудо! — не только показали и рассказали как правильно делать наброски, но и даже выдали методичку, и задали 70 листов домашнего задания по 5 набросков на каждом. Так вот, оказывается если следовать определенной методике, все получается очень быстро, красиво и четко! Я наконец поняла как можно использовать наброски для пополнения творческой коллекции интересных характеров, динамичных и сложных поз и просто впечатлений. Здорово раскрепощает мозг, перестаешь циклиться на собственноручно выработанных канонах изображения — легче увидеть суть и форму.  Кстати, освоив эту технику избавилась от страха рисования в блокнотах — раньше они просто лежали, а я боялась что испорчу хорошую вещь и не трогала их вообще.

Зато когда сдавала зачет, два листа с моими набросками забрал преподаватель со словами, что очень уж они классные:) Так что я воспряла духом и теперь точно уверена, что эта чудо-техника поможет мне не раз.Основные ошибки и трудности возникают когда встает задача сделать точный набросок в крайне ограниченный промежуток времени (подвижное животное в зоопарке или человек в транспорте). Поэтому особенно важно заранее выделить главное,  не раздумывая об этом в процессе работы. Нам повезло что в принципе все люди устроены одинаково, животные по большей части тоже.  Суть в том, чтобы рисовать только самое главное, сразу же отбрасывая все лишнее.  Конечно, нас гораздо больше интересует движение фигуры, ее динамика, чем узор у нее на шарфике.  Если бы было наоборот, мы бы рисовали набросок шарфикаJ.  Поэтому основным в наших набросках будет именно линия движения, с которой начинается  (и к которой по сути сводится) работа над изображением.  При выполнении набросков не требуется подробная прорисовка деталей, необходимо быстро передать общее движение, пропорции основной массы тела, а также характерный силуэт. Это развивает способность целостного видения.

когда речь идет об одной линии, нельзя не вспомнить мастера:)

1. Шаг первый. Схематичное рисование.

Чтобы быстро и точно изобразить объект (человека или животное) нужно точно знать, что у него откуда растет. Для этого удобно разбирать фигуру на составные части. (У нас это называется бодрым словом «расчлененочка»)

Мы, например, делали такое упражнение: берем фотографию человека в сложной позе. Строим его по классической схеме:1. основная ось2. линия движения фигуры (здесь следим, чтобы опорная точка и центр тяжести фигуры были на  линии основной оси — если эта фигура стоит). обычно — примерно позвоночник и опорная нога.3. Начинаем т.н. сквозное, объемное, линейно-пространственной построение.— намечаем скелет (бочонок грудной клетки, конус таза, руки-ноги палочками с отмеченными кружками сочленениями)— наращиваем мяско, показывая объем в нужных местах овалами.4. уточняем линии.А потом рядом по уже изученной схеме рисуем линейный набросок этой же фигуры.  Отличное упражнение по-моему.

2. Виды набросков.

Наброски могут быть линейные или тональные. В идеале если вы начали заполнять лист линейными набросками, то придерживаться необходимо какого-то одного вида. Как показывапет практика, это не только не обязательно но и мешает. Мне часто бывает интересно изобразить объект сначала пятном, потом линией. Часто натура просто требует, чтобы два этих вида сочетались. Техника и настроение линейных и тональных набросков различны, они требуют разных материалов.Линейные наброски передают движение  и характер объекта двумя-тремя линиями. Для них хорошо подходят карандаши, фломастеры, маркеры — все что помогает создать точную и живую линию.

С пятновыми все сложнее и интереснее. Контраст пятна и фона определяет границу, исполняющую функцию линии. динамика и форма пятна должна передавать характер объекта. Здесь и с материалами разнообразнее: мягкий материал (уголь, мел, пастель и т.д.), маркеры с широкой линией или даже тушь (кистью). С тушью работать мне понравилось больше всего, особенно для создания набросков животных.

замечательная коза от  late_night_trip

Мой кот Заяц, который мне одинаково нравится что пятном, что линией:)

3. Последовательность работы.

1.  изучаем натуру, внимательно ее разглядывая. Анализируем, выбираем удачный ракурс, позу, момент.

2. Продумываем расположение набросков на листе.  Все персонажи на листе должны либо смотреть на зрителя либо быть повернутыми в центр листа. Так же нужно следить, чтобы пространство листа было заполнено равномерно.  Это помогает выработать аккуратность и навыки композиции.  (Перед нами стояла задача закомпоновать 5 набросков на листе А4. У меня набросков на лист влазит значительно больше, пустые места  между фигурами я заполняю более мелкими деталями, так что лист в итоге забивается довольно плотно. Еще я поняла, что лично мне гораздо удобнее брать для набросков листы А3. На этом формате не всегда удобно работать на улице, но если просто тренеруешься дома, рисуя с интересных фоток, то это выгоднее. На улице же все равно рисовать получается в блокноте, так что о строгом формате речь все равно не идет.) Начинать работу следует в верхнем левом углу листа.

3. наброски людей:

Общая форма тела человека намечается последовательно: вначале намечаются место и размер головы, затем быстро продлевают линию от головы до пяток, то есть одной линией намечается движение всей фигуры человека. Затем быстро и уверенно уточняются общий контур силуэта фигуры и положение ног.   В наброске для нанесения тонального пятна применяется сплошная заливка всей силуэтной формы. Хотя это и не обязательно – иногда очень интересно бывает разделить рисунок на полностью черные и белые пятна.

наброски животных:

Две-три быстро нанесенные легкие линии  (либо же пятна) должны сразу определить место, размер и общую массу формы. Общая форма тела намечается последовательно: вначале наиболее крупная часть формы — туловище, затем ноги. Одной линией/пятном (от хвоста до лопаток) намечается движение всей массы туловища. Затем быстро и уверенно уточняются общий контур туловища (до лопаток) и положение ног. Голова и шея изображаются в последнюю очередь. Чтобы определить место и размер головы, быстро продлевают линию позвоночника от лопаток до кончика носа. Контурная линия при этом может быть не замкнутой, прерывистой, а иногда и совсем исчезнуть.

снова  late_night_trip

Даже следуя этой технологии, наброски у всех без исключения получаются очень разные.  Я люблю на одном листе сочетать различные материалы и техники, это делает работу очень живой . получается красивым не только каждый набросок в отдельности, но и весь лист воспринимается как целостная картина. Кто-то например любит наоборот сначала наметить четкое месторасположение набросков на листе, чтобы выстроить четкую композицию, сохранить пространство между рисунками.  В общем, интереснее чем рисовать самому  может быть только сравнивать, как получилось у другихJ. Мы с одногруппниками целый час перед сессией разглядывали друг у друга листы с набросками, наперебой восхищались и каждый взял себе на заметку что-нибудь интересненькое.

Набрасываем наброски

Систематические занятия набросками позволяют успешно совершенствовать навыки рисования, а так же оказывают существенную помощь в усвоении учебного материала. Они способствуют развитию глазомера, координации рук и быстрой ориентации, умению точно и лаконично передавать самое существенное. Свободное владение искусством наброска позволяет перейти к свободному изображению сложных живых форм без применения вспомогательных линий построения, что является свидетельством роста профессионального мастерства рисовальщика.

Набросками следует заниматься постоянно, а не урывками, время от времени. Не бойтесь первых набросков — они будут жалкими и неуклюжими, но это только по началу. Со временем, при условии систематической работы, наброски будут получаться все лучше и лучше.

Ну все теорию прочли, прониклись. К теме набросков мы еще не раз вернемся. Переходим к практике. Берем наши альбомчики для набросков.

Дальше, с карандашом на перевес в одной руке и с альбомом в другой ищем в квартире жертву наброска.

 

 

Жертвой может быть:

  • все комнатные цветы,
  • все бытовые предметы(чашки, ложки, кастрюли, мыло в мыльнице, мочалки, баночки с шампунем и т.д),
  • спящие домашние животные, бытовая техника…

список продолжить самостоятельно.

И на каждом листике рисуем по предмету. Не забываем правильно держать карандаш.

Примечание: нельзя делать наброски с фото или монитора, рисуем только с натуры, во время набросков надо стараться держать руку правильно, для набросков выбираем простые предметы, не стоит пытаться нарисовать фигуру человека или целую комнату, лучше нарисуйте пару старых ботинок. Не стоит оценивать, хорошо получилось или плохо, по одному наброску, вот, когда их будет больше ста, тогда и посмотрите. Наброски делайте более мягкими карандашами и сведите применение резинки к минимуму.

 

Набросок кошки. Использован набросочный штрих и растушевка.

Поделиться ссылкой:

Похожее

zavadskaya.wordpress.com


Смотрите также